Может быть, вас заинтересует:
Дорогие друзья!
10 июня 2017 г. в 16:00 на смотровой площадке ул. Георгиевской состоится закрытие V Открытого фестиваля православной культуры "Шатер Андрея Боголюбского".
Приглашаем всех, будет интересно!
5 июня в День Св. Духа Владимирская православная гимназия, участники летнего лагеря, родители, учителя, гости традиционно молились в храме Покрова-На-Нерли.
18 мая 2017 мне удалось побывать в Москве в Свято-Даниловском монастыре на Международной научной конференции «Женский подвиг в истории России: 1917–2017 годы». В конференции приняли участие руководители общественных и политических организаций, священнослужители, ученые, работники науки, образования и культуры.
Со вступительным словом выступила Председатель МОО «Союз православных женщин» Жукова Н.Б. Затем всех приветствовал епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Кирилла, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, доктор церковной истории.
Участники и участницы конференции рассказывали о женском подвиге, о подвижницах, о тех, кто нёс просвещение или сделал огромный вклад в дела милосердия. Мне тоже удалось поучаствовать на этой конференции со своей исследовательской работой «Путь Матери: История четырех женщин».
Выступающих было много; у каждого была своя тема, свой стиль, но все были объединены женским подвигом в истории нашего государства. Я считаю, что это очень важно – говорить о героях, о правде. Некоторые работы были очень трогательными и сопровождались хорошими яркими презентациями. Иногда нам показывали короткие фильмы.
Из всех выступлений мне больше всего запомнилась работа Князевой Елены Георгиевны, заместителя начальника военного университета по учебной и научной работе, генерал-майора и доктора филологических наук, «Воинское служение женщин».
Организация самой конференции была тоже на высоте. Когда мы приехали в монастырь с нашей делегацией от Союза православных женщин Владимирской области, нам помогли зарегистрироваться, подарили книжки с выступлениями за прошлый год.
Также после первой части конференции объявили небольшой перерыв, где мы могли сходить на кофе-паузу в соседний зал. Вторая часть конференции была просвещенна награждениям и концертным выступлением.
Во второй части мероприятия проходило торжественное награждение. Члены Правления Регионального отделения «Союза православных женщин» во Владимирской области» Чайковская Нина Владимировна (директор Муромского интситута) и Блинова Светлана Анатольевна (методист ВИРО) были награждены грамотами за большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и молодежи.
После конференции меня пригласили сфотографироваться с несколькими важными персонами данного события. А потом наша делегация отправилась на экскурсию по Свято-Даниловскому монастырю. Нашим экскурсоводом оказалась прекрасная женщина, имеющая глубокие познания в истории и культуре. Поскольку мы были прямиком с конференции, она нам, как «истинно православным», сделала исключение и рассказала немного больше о монастыре, чем обычно рассказывала на других своих экскурсиях, что, несомненно, для нас было очень приятно.
В скором времени в свет выйдет книга с докладами, прочитанными на этой конференции. Моя исследовательская работа тоже будет включена в эту книгу. К счастью, на эту конференцию меня сопровождала не только Владимирская делегация, но и моя дорогая мама, что сделало моё пребывание там намного прекраснее. Я считаю эту поездку и участие в конференции очень ценным опытом.
Бояршинова Настя, 10 класс
Владимирская православная гимназия начинает новый проект "Зову я в душу Серафима", посвященный изучению жизни и творчества православного поэта, богослова, сказочника, псалмопевца И. Рутенина. Наш проект поддержан международным грантовым конкурсом "Православная инициатива"!
Предлагаем вашему вниманию Протокол комиссии Конкурса литературных работ "Зову я в душу Серафима"" в рамках V открытого фестиваля православной культуры "Шатер Андрея Боголюбского" - победители.
Владимирская православная гимназия начинает новый проект "Зову я в душу Серафима", посвященный изучению жизни и творчества православного поэта, богослова, сказочника, псалмопевца И. Рутенина. Наш проект поддержан международным грантовым конкурсом "Православная инициатива"!
Протокол решения жюри Конкурса Чтецов "Ангел смотрит с высоты" в рамках V открытого фестиваля православной культуры "Шатер Андрея Боголюбского" - победители.
Протокол Конкурса чтецов.
31 мая 2017 г.
Директор Владимирской православной гимназии прот. А. Головченко в программе Телефорум.
Дорогие ребята и их родители! А также все -все-все!
5 июня 2017 г. в 10:00 в понедельник в День Св. Духа в храме Покрова-на-Нерли состоится Божественная литургия, ставшая для нашей гимназии традиционной.
Приглашаются все желающие!
V Открытый фестиваль православной культуры "Шатер Андрея Боголюбского".
Конкурс чтецов "Ангел смотрит с высоты". Финал. К столетию восстановления Патриаршества в РПЦ, 10-летию кончины И. Рутенина, поэта, псалмопевца, сказочника.
Наша работа по изучению жизни и творчества православного поэта, богослова, сказочника, псалмопевца И. Рутенина в этом году поддержана международным грантовым конкурсом "Православная инициатива"!
Владимирская епархия, Владимирская православная гимназия, Управление культуры г. Владимира объявляют о начале V Открытого фестиваля православной культуры "Шатер Андрея Боголюбского". В этом году Фестиваль будет посвящен 100-летию трагических событий октября 1917 г., памяти новомученников и исповедников Российских, а также 10-летию смерти православного поэта, сказочника, псалмопевца, богослова И. Рутенина.
Предлагаем вашему вниманию школьный этап Конкурса чтецов "Ангел смотрит с высоты", проходивший в нашей гимназии 17 мая 2017 г.
30 апреля 2017 г. в Неделю Жен мироносиц по благословению Митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия хор нашей гимназии под руководством Е.Ф. Красновой участвовал в Божественной литургии в Успенском кафедральном Соборе г. Владимира.
…Теплятся огоньки девяти лампад перед ликом Пресвятой Богородицы в нашем храме. Но лампадки 2 класса здесь пока нет. Мы решили завоевать право зажечь свою Неугасимую лампаду! Решили делать добрые дела, через которые сможем стать немного похожими на ангелов, с любовью и милосердием взирающих на людей.
Мы принесли новые книги в нашу школьную библиотеку. Очень надеемся, что они принесут пользу читателям.
В следующий раз мы ходили в 1 класс с рассказом о великом русском святом – преподобном Серафиме Саровском. Мы старались принести пасхальную радость, которой жил святой, ребятам-первоклассникам.
28 апреля вместе с хором сестричества мы посетили Дом Ветеранов. Читали стихи, дарили открытки, сделанные своими руками, делились радостью Христова Воскресения!
Сегодня, 12 мая, День лампады нашего класса, Негрышева Люба и Юдина Влада первый раз читали утреннее правило. Девочки очень старались, готовились. И даже первоклассники слушали их внимательнее, чем ребят-старшеклассников.
В 10 часов пришли ребята из детского сада № 35. Мы поднялись в храм. Рассказали нашим гостям о храме, иконах, спели молитву «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся». Дети и воспитатели радостно зажигали огоньки своих свечей и ставили их перед святыми образами.
Затем все прошли в зал. Вместе с Еленой Федоровной мы подготовили небольшой концерт. Звучали песни и стихи о Пасхе, празднике Победы, о маме и папе, о дружбе. Наши гости нам подпевали!
После концерта наша учительница Алла Николаевна провела экскурсию по гимназии. Затем дошколята зашли в наш класс. Они с удовольствием посидели за партами. Потом мы вместе играли, загадывали загадки, дарили подарки – цветочек и мягкую игрушку.
Гостям в нашей гимназии понравилось. Уходя, они благодарили нас. Мы были очень рады, делая добрые дела для других. Надеемся, что мы получили право зажечь свою Неугасимую лампаду!
Учащиеся 2 класса
5 мая 2017 г. в нашей гимназии торжественно и празднично. В преддверии Дня Победы у нас в гостях ветераны. Со слезами на глазах слушали ветераны чтение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», должно быть они вспоминали те самые военные времена. Вспоминали ветераны свою жизнь и во время концерта, который подготовили для них наши гимназисты. А потом были встречи.
В наш 6 класс пришла Лидия Максимовна. Она родилась в то тяжелое время, ее детство пришлось на годы войны. Когда началась война, ей было всего 2 месяца. Она помнит, как после войны они детьми играли в землянках и находили гильзы и осколки снарядов.
Ее отец погиб на фронте, в боях за Ленинград в 1943 году, и Лидия Максимовна никогда его не видела и никого не называла «папа». Все, что ей осталось, это его письма с фронта, которые Лидия Максимовна бережно хранит и старается жить так, чтобы ее отец мог ею гордиться.
Для нас и Лидия Максимовна и ее отец – настоящие герои!
Глазкова София, Фридман Ольга, 6 класс
Особой торжественностью и радостью наполнены дни в начале мая. Ведь 9 Мая вся страна отмечает великий Праздник «со слезами на глазах» - День Победы. Но начинают готовиться к нему заранее: готовят георгиевские ленточки, уделяют особое внимание ветеранам все эти предпраздничные дни. Вот и наша гимназия основательно подготовилась к торжеству.
5 мая 2017 г. мы полностью посвятили Празднику Победы в Великой Отечественной войне. В нашу гимназию были приглашены ветераны. Некоторые из них успели поучаствовать в боевых действиях, а кто-то был в это страшное время еще ребенком. Все они сейчас живут в доме ветеранов, с которым дружит наша гимназия. Для них мы приготовили праздничный концерт, в котором рассказали о духовном смысле Праздника, сопроводив повествование стихами и пением хора. А в фойе на переменах гимназисты с огромным удовольствие читали всеми любимую повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Желающих было много, ведь так хотелось быть причастным к происходящему, что так красочно напоминало нам о войне и победе.
После концерта учащиеся пригласили ветеранов к себе на классный час. Свои кабинеты гимназисты старательно и заботливо украшали, чтобы создать праздничную атмосферу и сделать приятное тем, кто пережил войну. К нам, в 9 класс, приходили Евгения Николаевна. Она рассказала нам о военных годах, когда была еще ребенком и училась в школе, о том, как встречали Победу и вообще о своей дальнейшей непростой жизни. Мы слушали, затаив дыхание, это интересное повествование. Также она наставляла нас учить и помнить великий и могучий русский язык, приводя много примеров неправильного произношения, которое очень огорчает Евгению Николаевну, оказавшуюся человеком очень умным и начитанным. Закончилась наша встреча теплым приглашением к себе в гости в Дом Ветеранов. «Я вам еще много всего расскажу!» - пообещала Евгения Николаевна. Мы с радостью откликнулись на ее предложение и уже совсем скоро нанесем визит.
После этого замечательного дня в душе остались самые светлые и добрые впечатления. Слезы радости катятся из глаз, когда вспоминаешь лица ветеранов, которые так внимательно смотрят наш концерт, а потом проникновенно рассказывают о своей жизни. Мы выражаем им свою глубокую благодарность за мирное небо над головой, преклоняемся перед их мужеством и стойкостью, безмерно уважаем и любим! Многая и благая лета ветеранам! И вечная память всем тем, чьи жизни унесла жестокая война!
Ханбабаева Дарина, 9 класс
Кто такие ветераны? Все скажут, что это участники Великой Отечественной войны. Но я думаю, что ветераны – это, прежде всего Победители. И эту великую Победу над фашистскими захватчиками в 1945 году сегодня празднует вся Россия.
Празднование Дня Победы состоялось 5 мая и в нашей гимназии. На протяжении всего дня мы читали в фойе гимназии повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Читать мог любой ученик, и желающих было много.
Мне эта книга мне очень нравится, и я советую всем ее прочитать.
И конечно самое главное, что нас в этот день посетили ветераны. Для них мы подготовили особый концерт. Он был посвящен и Дню Победы и Пасхе Христовой. И это не случайно. 6 мая 1945 года была Пасха, а День Победы выпал на Светлую Среду Пасхальной недели. Мы пели пасхальные песнопения и военные песни, читали стихи, а в заключение исполнили песню «День Победы». Многие плакали.
После концерта ветераны разошлись на классные часы. К нам в 7 класс пришел ветеран Великой Отечественной войны Михаил Петрович Волосняков. Его рассказ был очень интересным, мы задавали ему много вопросов, и никому не хотелось заканчивать встречу.
Михаил Петрович родился 3 марта 1927 года в деревне в Курганской области в Зауралье. Он поделился с нами детскими воспоминаниями о том нелегком времени. В 30-е годы, зимой, когда его отца не было дома, к ним в дом вломились партийцы. Они объявили, что семья Михаила Петровича кулацкая и все имущество должно быть передано народу. Они стали выгребать из сундуков теплые зимние вещи, а больше никаких ценностей в доме не было. Мать Волосняковых спряталась в холодном подполе. Забрав все теплые вещи, партийцы ушли. А мать от долгого сидения в ледяном подполе вскоре заболела и умерла. Михаилу Петровичу было тогда 5 лет. Отец Михаила Петровича женился второй раз, и воспитывала его мачеха.
Непросто сложилась дальнейшая судьба отца Михаила Петровича. Когда началась война, его отца отправили в Челябинск. Где он работал на военном заводе. Завод только эвакуировали, и работа шла под открытым небом. Отец простудился и тяжело заболел. Мачеха Михаила Петровича отвезла его на лечение в Свердловск, но это не помогло, и отец вскоре умер. Так Михаил Петрович стал сиротой.
18 декабря 1944 года, когда Михаилу Петровичу исполнилось 17 лет, пришла повестка в армию. Вместе с ровесниками, Михаил Петрович отправился в Москву. Ехали в теплушках, пели песни и верили в победу. По прибытии им выдали обмундирование и направили в зенитно-артиллерийские войска в 16 батарею, которая находилась в деревне Абрамцево под Москвой. Жили они в землянках, в батарее было четыре орудия.
23 февраля 1945 года Михаил Петрович принял воинскую присягу и получил свое боевое оружие – автомат.
После окончания войны их батарею стали готовить к параду Победы. 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся парад Победы. Михаил Петрович в составе зенитных войск был участником парада. Слушал речь И.В. Сталина и маршала Победы Г.К. Жукова.
После Победы главной задачей было как можно быстрее восстановить страну. Михаил Петрович помогал восстановлению колхозов в Новосибирске, а потом еще 6,5 лет служил радистом. Закончил он службу в звании младшего сержанта в 1951 году.
У Михаила Петровича есть семья: жена Галина Яковлевна и двое детей, сын и дочка. Со своей супругой они прожили вместе 18 лет. Сейчас у Михаила Петровича уже есть праправнуки, а в этом году ему исполнилось 90 лет!
День Победы – это великий день в истории нашей Родины и мы должны беречь тех, кто приложил все силы для Великой Победы!
Негрышева Вера, 7 класс
28 апреля 2017 года хор Детского сестричества нашей гимназии посетили Дом Ветеранов с пасхальным концертом. Мы подготовили презентацию о Пасхе Христовой. Ведущая, Соня Торопова, рассказала, почему для всех православных христиан праздник Светлого Христова Воскресения – это главное событие и самый большой праздник.
В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства греху и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому этот праздник для каждого верующего – самый светлый, торжество из торжеств.
Свой рассказ мы сопровождали пасхальными песнопениями, а учащиеся 2 класса читали проникновенные, светлые стихи. Все ветераны улыбались, подпевали нам «Христос Воскресе».
Наши ученики подготовили для ветеранов подарки, сделанные своими руками, а учащиеся 2 класса подготовили открытки, которые тоже сотворили сами. Все ветераны были очень довольны, глаза их излучали свет и мы были счастливы поделиться пасхальной радостью с ними.
Сестры Рараева Анастасия, 7 класс,
Бояршинова Анастасия, 10 класс
19 апреля, в рамках проекта «Ангел смотрит с высоты», мы, учащиеся второго, третьего и четвертого классов, приняли участие в городской Пасхальной выставке «Царь дней – Пасха».
Множество замечательных композиций и рисунков были отмечены дипломами. Особенно радовали глаз работы из глины, вышивка, пасхальные яйца в разных техниках.
Наша гимназия представила две работы: яйцо, украшенное розами из атласных лент (4 класс) и панно из гофрированной бумаги «Пасхальный звон» (2,3 классы):
…Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон!
Работа учеников 2 и 3 классов под руководством наших учителей Дубовик Капитолины Владимировны и Зверевой Натальи Александровны заняла 1 место!!!
Выставку посетили многие. Приятно было видеть, как менялись глаза людей. Пасхальное настроение передавалось от работ к посетителям. Тем отраднее было осознавать, что и мы трудились не зря. Наш труд принес людям радость!
Родители и учащиеся 2,3 классов
* * *
Когда мне власть дарует схима
В безумном свете проливном,
Зову я в душу Серафима
Неоперившимся крылом.
Вручи мне истины простые,
Что в дождь святой влететь должны
Из необдуманной стихии,
Из непредвиденной страны,
Чтоб чужедальнего не ведать
У перекрещенных кровей,
Чтобы тебя мне исповедать
Пред бесконечностью твоей.
Дыши! Провижу третьей кожей
И осветленностью стекла,
И безысходностью прохожей,
И обожженностью ствола:
Лучей земли горячий ворох,
Как неземное существо
То вспыхнет радостно на шторах,
То в складках платья твоего.
Хочу поделиться впечатлениями от выступления детского сестричества на тему Великого Поста. Скажу сразу: понравилось очень. И ведущая, ученица 7 класса Аня Чикина, которая кратко рассказала о каждой неделе Великого Поста и хор, который пропел особенные песнопения каждой недели.
Для человека несведущего, у которого Пост ассоциируется с голодом и тоской (т.к. нельзя кушать вкусное), большой новостью было, что Пост это и есть радостная жизнь. Бурная, напряженная, полная борьбы с собой, только с собой, со своими страстями и недостатками. Понравилось, что дети не просто заучили теоретический материал, а действительно верят в то, о чем говорят: это действительно их жизнь.
Спасибо!
Глущук Екатерина Владимировна,
мама Глущук Всеволода (8 класс) и Марии (3 класс).
8 апреля 2017 г. Вот и подошла к концу Святая Четыредесятница, пролетели шесть седмиц Великого Поста, а в феврале представлялись они долгими, почти бесконечными…
Лазарева суббота. Солнце уже пригревает по-весеннему нежно и весело. Поют неутомимые синицы. Небо играет живой лазурью. И верба, верба кругом – на многочисленных прилавках, в руках у прохожих, и даже… на фортепиано. Да-да, не удивляйтесь, именно на фортепиано. Аккуратно здесь разложены пушистые веточки вербы, сегодня вечером они станут вайями, высоко подняв которые, мы будем приветствовать Господа, грядущего в Иерусалим. Этот знакомый горьковатый аромат, напоминающий о том, какие горькие дни должно пережить каждой верующей душе, проходя Страстную Седмицу вместе со своим Спасителем. Где же это чудесное фортепиано? В актовом зале дорогой сердцу Православной гимназии. Здесь вот-вот должно начаться выступление ребят Свято-Алексеевского сестричества, посвященное Великому Посту. Родители и все приглашенные приготовились внимательно слушать.
Ясно и просто рассказывает Анна Чикина о значении каждой из Седмиц Великого Поста, о том, памяти каких святых или событий истории христианской церкви посвящены эти дни. На экране – слайды с иконами. Хор, послушный музыкальным рукам Елены Федоровны, проникновенно напоминает нам ставшие за эти недели любимыми покаянные песнопения: «Да исправится молитва моя..», «Се Жених грядет..». Звучит также замечательная песня на стихи И. Рутенина «Великий пост» с повторяющимся, как у Великого канона припевом: «Помилуй, мя, Боже, помилуй мя». Чистые детские голоса глубоко проникают в сердце слушателя, как весенняя капель пробуждают его от зимнего сна. Как будто снова стоишь в полутемном храме, со свечой в руках, душа грустит, думает, а получилось ли покаяние, не прошли ли даром драгоценные недели, удалось ли выгнать дух праздности и подняться хоть на одну маленькую ступеньку по заветной Лествице?
А в заключение звучат трогательная песня «Вербочки» на стихи Александра Блока и торжественный тропарь предстоящего праздника «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя». Елена Федоровна щедро раздает всем присутствующим веточки вербы. А Евгения Сергеевна обещает, что такие встречи, где бы участвовали учащиеся и родители, должны стать традиционными. Было бы хорошо – наша гимназия всегда отличалась семейным подходом к воспитанию учеников. Мы благодарим ребят и преподавателей за такое замечательное выступление. А с высоты на нас смотрит ангел и радуется.
Инна Алексеевна Новикова,
мама Новиковых Николая (7 кл.)
и Вероники (5 кл.).
В декабре 2016 г. умерла Лилия Николаевна Ратнер, большой художник (участник знаменитой выставки
Сегодня в память о Л.Н. Ратнер предлагаем вашему вниманию ее работу "Отцы и дети".
Несколько заметок об удивительном опыте воспитания детей во Владимирской православной гимназии, носящей имя святителя Афанасия (Сахарова)
«Если спросит у тебя сын твой … говоря: Что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал нам Господь наш? то скажи сыну твоему…: «Рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкой и мышцею великой и явил Господь Бог знамения и чудеса великие и казни над Египтом… а нас вывел оттуда Господь Бог наш, чтобы ввести нас и дать нам землю, которую Господь Бог наш клялся отцам нашим дать нам» (Втор 6:21-23).
«И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь» (Втор 6:24)
Все самое главное в воспитании изложено здесь: сын должен видеть в своих отце и матери, что жизнь имеет глубокий смысл и что родителям этот смысл открыт.
Родители и дети — давно набившая оскомину тема.
Утешаем себя тем, что так было и будет всегда: старики ворчат, молодые бунтуют и ниспровергают, повзрослев, примиряются, и с появлением новых молодых все начинается снова.
Сетуем: не читают, не ценят, не восхищается. Равнодушны к истории своей страны, ничего не хотят знать о страданиях отцов и дедов…
Сетуем: циничны, чересчур деловиты и амбициозны, карьерны, приземлены.
Сетуем: где бескорыстная жертва, где увлеченность прекрасным, где жажда подвига, где целомудрие и так далее.
Забываем, что сами почти век мирились с ложью, жили в состоянии искусственной эйфории, верили в фальшивых богов, приносили в жертву свои и чужие жизни ради эфемерных, вымышленных идей, ради фантомов…
Но вот, получаю по e-mail два видеосюжета из Владимира: два литературных монтажа, созданных школьниками, учениками православной гимназии, носящей имя святителя Афанасия Сахарова. Один сюжет посвящен ему, другой называется «Вторая речка. Мандельштам».
Не верю своим глазам: дети не только читают великие стихи Мандельштама, но говорят о его и нашей трагедии — о протоколах допросов, о репрессиях, о ГУЛАГе. Воспринимаю это как чудо — у нас нет ничего подобного, это негласное табу. Говорят, конечно, об этом, но как-то стыдливо, умалчивая главное. Да и говорят не дети! И хотя все вроде бы понимают, что воспитатель, учитель должен не только увлечь красотой поэзии, но не побояться раскрыть глубину трагедии, найти нужные, понятные детям слова!
Через какое-то время получаю приглашение принять участие в конференции, которая называется «Родная речь. 101 км». Снова испытываю шок. Кто сейчас помнит, что такое 101-й километр? Кто интересуется творчеством людей, выброшенных из больших культурных центров?.. Приезжаю, знакомлюсь, наконец, с тем, кто стоит у истоков этих удивительных проектов — священником Алексием Головченко, клириком Успенского кафедрального собора города Владимира, директором и создателем православной гимназии, ее душой и вдохновителем уникальных и многочисленных проектов, которыми живет эта гимназия, воспитавшим, прежде всего, замечательный коллектив педагогов.
На конференции слушаю интересные доклады о творчестве не только высланных за 101-й километр литераторов, но и о тех, кто родился, жил и творил в этом регионе. Доклады делают не только профессионалы. Но две школьницы-старшеклассницы читают свое интереснейшее исследование о современном молодежном языке.
Узнаю, что это не просто конференция, но целый двухдневный фестиваль «Шатер Андрея Боголюбского», в котором участие принимает весь город — на следующий день в Успенском соборе проходит конкурс церковных хоров из разных городов: Москвы, Ярославля и др., и конечно, чудесный детский хор самой гимназии. Вечером выступление этнографической молодежной группы «ИХТИС» прямо на городской площади. Все это по инициативе одного человека — отца Алексия! Конечно, у него есть помощники — учителя и дети.
Через несколько месяцев я снова во Владимире. Приглашена на новый спектакль: «Милосердная сестра», посвященный сестрам милосердия Первой мировой войны. Это часть нового проекта, посвященного 100-летию со дня начала Первой мировой войны. Сценарий написан самим отцом Алексием. Скупые декорации воспроизводят интерьер госпитальный палаты тех лет. Спектакль сопровождается музыкой — записью старинных солдатских хоров времен той войны и трогательными народными песнями об этих «милосердных сестричках». Сестрички — это пять девочек лет по 14-ти, еще два мальчика — постарше. Я не берусь описать сам спектакль, так как я проплакала его весь. В нем ничего особенного не происходит, но одновременно есть все: чистая первая любовь, милосердие, молитва, сострадание и, конечно, вера. И то самое целомудрие, понятие о котором сейчас почти забыто. Всем этим пронизан маленький спектакль, рассказывающий бесхитростно о Великом.
Спектакль шел в этой самой гимназии. Необходимо описать ее, потому что само здание уникально. Это небольшой двухэтажный особняк, в вестибюле вас сразу поражает убранство. Иконы, баннер в арке со слоганом нового, как я узнаю потом, проекта «Милость и суд воспою тебе Господи». На баннере известное фото девочек царской семьи с матерью в форме сестер милосердия. В Актовом зале два больших баннера: на одном — огромная, от пола до потолка репродукция Богородицы из Деисусного чина иконостаса, а рядом — фотография Юрия Гагарина, идущего по Красной площади. Потолок тоже украшен изображениями икон и портретами космонавтов. Это оформление взято из одного из прошлых проектов гимназии: «Небеса».
Немного о проектах. Каждый год гимназия создает и живет в пространстве нового проекта. Например: «65-я свеча» — проект, посвященный 65-летию со дня Победы во Второй мировой войне. Дети читают о войне, шьют и носят военную форму, пекут хлеб по рецептам и нормам блокадного Ленинграда, читают письма и дневники блокадников, а в стенах гимназии звучит блокадный метроном.
В проекте «Родная речь. 101км» в акции «Матренин двор» дети не только изучают творчество Солженицына, Пастернака, Фуделя, Мандельштама, но и выходят в город и рассказывают горожанам, кто эти люди, о чем их творчество.
Например, дети не только глубоко изучали творчество Мандельштама, но ученики 7-го класса посетили студентов-филологов Владимирского пединститута, рассказали им о любимом поэте. Они очень волновались, но скоро выяснили, что студентам мало что было известно о великом поэте. Семиклассники рассказали студентам его биографию, прочли несколько стихотворений. И не только на первом курсе, но и третьекурсники слушали их с большим интересом.
Другой команде выпало рассказать людям о жизни Б.Л. Пастернака. Вот как пишут об этом корреспонденты гимназической газеты «Светлоградская правда». «Акция началась в 10 часов утра… Всего мы опросили около сорока человек от молодых до пожилых, стараясь максимально просветить каждого. Большинство не знало, что есть такой писатель… Однако встретились и те, кто знал о нем больше, чем мы. Это было очень приятно…».
А вот еще одно мероприятие: «Команда «Солженицын» расположилась на втором этаже комплекса «Северные торговые ряды». Люди с удовольствием откликались на наше приглашение послушать рассказ о писателе… Завязывались энергичные диалоги, иногда даже отходившие от темы. В них старшее поколение делилось с нами интересными фактами, а младшие пополняли свои знания…» — пишут десятиклассники.
Не могу не процитировать еще одну заметку девятиклассницы. Она называется: «Мы ставили задачу раскрыть духовную основу событий«. В ней рассказ о том, как гимназисты рассказывали незнакомым горожанам о таких замечательных людях, как Сергей Иосифович Фудель и святитель Афанасий Сахаров, рассказывали о Большом Терроре. «Какое же это чудо — человеческое общение!» — пишет девочка, ученица 9-го класса. — «Мы должны были сообщить через свой рассказ о существовании духовных ценностей, через жизнь одного честного человека, напомнить другим, что даже в самых трудных обстоятельствах можно сохранить свою душу в чистоте и вынести испытания и скорби, как очищение, необходимое для приближения к Богу».
Я цитировала статьи, рассказывающие об акции «Матренин двор», которая продолжила годовой гимназический проект «Родная речь. 101-й километр», где четыре команды, носящие имена писателей А. Солженицына, С. Фуделя, поэтов О. Мандельштама и Б. Пастернака вышли в самые оживленные точки города Владимира, чтобы рассказать людям о неволе и торжестве духа на примере судеб своих героев, как пишет газета «Светлоградская правда».
Маленькие гимназисты не отстают от старших. Летний лагерь. У малышей своя программа, называемая «Айболит и Бармалей». Они изучают творчество К.И. Чуковского, и Чуковский выбран потому, что жил во времена репрессий, вел дневник об этих временах. Дети выясняют, какие в Африке живут животные, ищут во всем микробов «бармалейства», то есть зла, и заняты исцелением Бармалея, который, в конце концов, становится добрым! Они отправляются на поиски главного сокровища мира и находят его: это Доброта!
Невозможно описать все драгоценные дела, которыми наполнена жизнь этой гимназии, но нельзя не рассказать и еще об одном чуде — это заметка «Ангел за окном». В ней десятилетняя девочка-третьеклассница пишет настоящий рассказ по поводу стихотворения Арсения Тарковского, посвященного девочке-сироте, умирающей в больнице, и иллюстрирует его чудесным рисунком.
Сейчас в гимназии новый проект – «Неугасимая Лампада», посвященный теме милосердия. В феврале состоится ежегодная конференция Х Свято-Афанасьевские православно-педагогические образовательные чтения, посвященная милосердию. А сейчас в гимназии действует детское сестричество, созданное 10 лет назад, где школьники продолжают со взрослыми по мере сил дело возобновленного Владимирского Свято-Георгиевского сестричества (оба этих сестричества созданы тоже по инициативе о. Алексия Головченко). Дети думают о том, что такое милосердие, говорят о том, как «одно слово может залечить рану», как «для доброго дела иногда надо победить себя», о том, что «добрые дела творятся тайно», о том, что «трудно молиться за других, но надо», — все это заголовки их маленьких, но таких глубоких высказываний о милосердии! И, конечно, они не только думают об этом. Они посещают больницы, ухаживают за нуждающимися, читают и делятся с ними своими знаниями и мыслями.
То, о чем я рассказала, — лишь микроскопический срез огромной многолетней деятельности отца Алексия и его коллектива. Надеюсь, еще напишу о ней не раз. Но главное в этом уникальном деле то, что о. Алексий знает: воспитание не менее важно, чем образование. В процессе воспитания взрослый вводит ребенка в реальный мир, помогает ему открыть свое призвание, открыть смысл этой реальности. Потому что человек получает от Бога при рождении себя самого и окружающую действительность. Ребенок, прежде всего, нуждается в проводнике, отправляясь в путешествие к миру и себе самому. Для этого проводник должен обладать честностью, смелостью и большим талантом и, конечно же, верой в Бога, так как «Без Меня не можете творить ничего».
И отец Алексий этими качествами наделён. Он помогает детям познать и полюбить Бога. Он использует для этого великого дела все имеющиеся у него дары подлинного Воспитателя: и интеллект, и воображение, и творческую силу, творческую фантазию.
Он не боится говорить с детьми о смерти, о трагедии жизни. Он обращается к их разуму, чувству. А самое важное — он сам, своей жизнью свидетельствует о том, что жить стоит, что жизнь имеет глубокий смысл, что в ней много прекрасного и что трагедия может быть высокой. Современная педагогика стремится наполнить ребенка знаниями. Возможно, над ней довлеет страх идеологического прессинга, который много лет навязывал школе внешние формы поведения. Проблема воспитания поэтому — во взрослых.
Недавно в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги выдающегося итальянского педагога и психолога Франко Нембрини «Отец и Сын». Автор пишет в ней, что человечество переживает сейчас кризис отцовства. «Новое время восстало против фигуры Отца, который обвиняется в авторитаризме во имя неверного представления о свободе». «Дети многое могут простить старшим, — пишет автор. — Они не прощают одного — отсутствия надежды, наполняющей каждый день ожиданием и удивлением… Учитель должен раскрыть в ученике, что его жизнь выходит за пределы унылой социализации и приобретает размах приключения». Очевидно, что все это отец Алексий знал задолго до появления этой книги и взял на себя ответственность и прекрасный труд открыть детям то единственное отцовство, которое помогает им сказать вместе: «Отче наш, Сущий на небесах, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое».
Отец не должен спорить с сыном. Задача отца — свидетельствовать о том, что меняет представления сына о жизни, о действительности.
Только что я получила еще одно послание из Владимира — описание празднования Рождества. И опять была поражена и тронута: сюжет заключается в том, что на традиционный Рождественский праздник 7 января в тыловой госпиталь времен Первой мировой войны приходит Ангел в военной форме и с крыльями, который занят поисками лекарства от смерти. И дети начинают искать это лекарство вместе с ним. Лекарство от Смерти, Лекарство от Боли, Страха и Тоски! «Только к концу спектакля все начинают понимать, что лекарством от смерти для нас является Христос. Понимают, что помогает нам обрести бессмертие – молитва к Спасителю!»
«Торжественно звучит тропарь Рождества! Поют все дети, родители, учителя, воспитатели. Никто не хочет расходиться, так хочется длить и длить этот праздник!»
А нам хочется узнавать больше и больше об этой замечательной гимназии, о ее учителях и воспитателях, о деятельности отца Алексия и радоваться тому, что вопреки мнению о бездуховности современной молодежи — это не так, если есть настоящие люди, не жалеющие сил и таланта, чтобы передать детям свою Веру и любовь к Господу. И их труды вознаграждаются!
29 марта 2017 г. я, ученица 10 класса Бояршинова Анастасия, посетила гимназию №3.
Пригласила меня для встречи с учащимися заместитель директора гимназии №3 Захарова Елена Михайловна. Она услышала мое выступление на Свято-Афанасьевских чтениях и пригласила выступить со своей работой «Путь матери: история четырех женщин» перед учениками гимназии.
В Актовом зале собрались представители от каждого класса с 5 по 10 класс. Когда я стала рассказывать, то все слушали очень внимательно и после выступления мне и моему учителю Тороповой Евгении Сергеевне стали задавать вопросы: «Почему я выбрала эту тему», «Почему именно эти матери?», и т.д. Вопросов было не очень много, но все мы попытались ответить как можно полнее и глубже. Я думаю, что почти все, кто слушал «Путь матери» вынес из этого мероприятия что-то полезное и важное для себя.
Я очень рада, что обучение в православной гимназии дает мне возможность попробовать себя в разных сферах знаний, принять участие в ярких мероприятиях. Благодаря этому я лучше понимаю себя, что дает мне возможность изменяться, стремиться вверх, к Небесам.
Бояршинова Анастасия, 10 класс
3 апреля 2017 г. наше детское Свято-Алексеевское сестричество пригласило всех в актовый зал для того, чтобы рассказать о Великом посте. Сестры приготовили рассказ, который сопровождался презентацией и песнопениями Великого поста. Руководитель нашего хора Краснова Елена Федоровна рассказала о смысле каждого песнопения. Цель этой презентации – рассказать о смысле Великого поста, который заключается, как сказал ученик 1 класса Умаров Арсений, в изменении себя. Этот концерт сестры показали и в Доме ветеранов 30 марта. Жители этого дома плакали, слушая постовые песнопения.
Вот впечатления учащихся 3 класса:
«Я теперь понял в чем смысл Великого поста и узнал, чему посвящен каждый день Страстной седмицы».
Назаров Александр
«Я теперь понял, что каждая неделя Великого поста посвящена определенному событию и тесно связана с песнопениями. Наш хор очень красиво спел эти песнопения».
Аксенов Александр
«У меня возникло желание еще больше узнать о Великом посте. Я бы еще раз послушала это концерт».
Славнова Ксения
«Самое большое впечатление на меня произвела молитва «Да исправится молитва моя» и рассказ о Страстной седмице».
Глущук Мария
Итогам дворцовых переворотов был посвящён наш открытый урок истории, прошедший недавно на XII православно-педагогических Свято-Афанасиевских Чтениях.
Это был первый в моей жизни открытый урок, и он принёс мне массу положительных эмоций.
Нас, учеников 10-11 классов, разбили на три группы. Каждой группе достался свой правитель: Елизавета Петровна, Екатерина II и Александр I.
Работать в команде было увлекательно для меня, так как обычно на уроках мы просто работаем всем классом или каждый по отдельности.
Итак, в этот раз мы стали участниками переворота, пытались доказать его необходимость, а потом стали эту необходимость опровергать.
Я думаю, это очень важно в историческом деле – смотреть на ситуацию или проблему с двух совершенно разных позиций.
Каждой группе было предложено выбрать свои артефакты, исторически связанные с переворотом – например шарф, табакерку, шпагу, оловянных солдатиков.
Выходя с кластером к доске, мы должны были не только привести доказательства «за и против» переворота, но так же рассказать, как относятся данные нам предметы к дворцовому перевороту.
Самым запоминающимся для меня был момент, когда Евгения Сергеевна задала вопрос: «А как вы думаете, какой из этих переворотов был самым справедливым?». И мы все сразу начали хором отвечать: «наш». Но потом я поняла, что этот вопрос должен был нас смутить. Как убийство вообще может быть справедливым? И я тогда подумала: «Боже мой, почему люди считают, что насильственную смерть, убийство в принципе можно оправдать?».
Подводить итоги дворцовых переворотов было необычайно интересно. Я уверена, что те глубокие темы и задания, которые нам приходилось решать, очень важны для понимания истории своей Родины.
Феномен сакральности власти – это очень важная тема в нашей истории, да и не только в нашей, но и в истории всего мира. Дворцовые перевороты дают прекрасное представление о том, что же происходит, если люди перестают считать власть чем-то высоким и неприкосновенным.
Сам открытый урок по истории мне очень понравился. Метод работы на этом уроке был нам всем хорошо знаком, потому что наш учитель Евгения Сергеевна научила и учит нас решать подобные задачи на обычных школьных уроках. Мы так же рисуем кластеры, так же пытаемся посмотреть на проблему под разными углами. Приятные и неизгладимые впечатления принёс мне открытый урок и Свято-Афанасиевские Чтения в целом.
Бояршинова Анастасия, 10 класс
29 марта 2017 г. в гимназии № 3 г. Владимира проходила интеллектуальная игра под названием «Своя игра 200 лет назад» между командами Владимирской православной гимназии и гимназии №3. Кроме того, в игре приняли участие еще 2 команды: сборная команда учителей и сборная команда родителей.
Составы команд были таковы: от учителей играли учитель географии, технологии и ОБЖ Платонова Марина Викторовна, учитель истории и обществознания Бурыка Илья Олегович, учитель ИЗО Лобанова Людмила Александровна. От родителей в игре приняли участие Римм Александр Владимирович, Степанова Виктория Александровна и Сираева Анастасия Владимировна.
Команда учащихся состояла из Шмонина Никиты (11 кл.), Бояршиновой Анастасии (10 кл.), Слинкиной Марии (10 кл.), Римм Елизаветы (9 кл.), Алатиной Ксении (7 кл.) и Новикова Николая (7 кл.).
На этот раз третья гимназия пригласила нас к себе. Темой игры были великие и известные личности России в XIX веке. Она включала в себя следующие блоки:
1. «Защитники Отечества» - в эту категорию входят военачальники российской армии, офицеры, солдаты.
2. «Ученые» – великие ученые России (вопросы задавались по фактам из биографий).
3. «Деятели культуры» – артисты, музыканты, композиторы, художники России. Необходимо было по произведению определить деятеля культуры.
4. «Первооткрыватели» – первопроходцы и морские открыватели России. Вопросы были по маршрутам их путешествий.
5. «Чиновники» – основные государственные деятели России.
Вопросы были разной трудности – были и очень простые и очень сложные, все зависело от стоимости вопроса в баллах. Самые простые вопросы были за 5 баллов, а самые трудные – за 50 баллов. Мы старались выбирать вопросы за 30-40 баллов. И наша тактика, знания и помощь Божья помогли нам выиграть. Во время игры было не понятно, кто лидирует: мы совсем не ожидали, что займем первое место! Но это произошло – мы вновь первые!
После игры мы, конечно, были рады победе, но были и вопросы, на которые мы не смогли дать ответа, а это значит, что еще очень многого мы не знаем и нам многому еще предстоит научиться.
Алатина Ксения, Новиков Николай, 7 кл.,
Римм Елизавета, 9 кл.
Конференция в ВЛГУ
28 марта 2017 г. на базе Педагогического института (ВЛГУ) кафедрой истории России была организованна конференция «Актуальные проблемы истории XX века». В этой конференции приняли участие студены исторического факультета. Нас, учеников 10 класса, пригласили выступить на этой конференции.
Я, Бояршинова Анастасия, и моя одноклассница Слинкина Мария стали готовится к выступлению под руководством нашей учительницы истории Евгении Сергеевны Тороповой. Во вторник, 28 марта, мы оправились в университет.
Сама конференция была очень интересной. Поднимались вопросы о пропаганде красных и белых в гражданскую войну, о коллаборационистах, о ядерном оружии, авиации и др. Выступающих было около 15 человек, и я тоже выступала со своей работой «Путь Матери: история четырёх женщин». Моя одноклассница Маша рассказала о проблемах освобождения лагеря Аушвиц (Освенцим).
Сама конференция была очень необычной для меня по своему стилю. В воздухе витала университетская атмосфера дерзости и тяги к знаниям, а вопросы, задаваемые выступающим, часто перерастали из обычного ответа в спор или даже небольшие дебаты. Темы докладов были очень интересными и увлекательными, а главное – общественно актуальными. Историческая база работ мне понравилась, ведь это уже не школьный, а более высокий уровень. Я почерпнула очень много нового из этой конференции. Я думаю, что именно такие конференции помогают людям смотреть на проблемы с разных позиций.
В конце конференции нам предложили проголосовать, кто займет первые три места из выступающих студентов. Это был прекрасный опыт для меня, в целом я получила положительные эмоции от этого мероприятия, но были моменты, вызвавшие во мне противоречивые и немного негативные эмоции…. Мне пришлось столкнуться с несколькими студентами, чьё мировоззрение меня откровенно напугало или опечалило.
Но в целом, мне очень понравилось. Бесценный опыт был мной приобретён на этой конференции. Я поняла, что православие, это не просто слова, а образ жизни.
Бояршинова Анастасия, 10 класс
С 25 по 28 марта 2017 года я, ученица 7 класса Чикина Анна, приняла участие в финале IV Международного литературного конкурса «Лето Господне», который проходил в Москве. Я прошла в финал по итогам работы заочного тура «Новомученики Вознесенского храма», которую я писала под руководством нашей учительницы русского языка и литературы Панковой Татьяны Николаевны.
В рамках насыщенной программы мы с сопровождающими посетили Покровский монастырь, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Церковно-Археологический кабинет при Московской Духовной академии, Москвариум, смотровую площадку на Воробьевых горах; писали работу в совете издательства Русской Православной церкви, в музее которого хранится Октоих 1598 года.
Мастер-класс у нас проводил писатель Александр Торопцев, от которого я получила книгу «Азовское море и река Рожайка». Нам были даны четыре темы для сочинения: « В горнице моей светло», «Рассуждение о прошлом, настоящем и будущем нашего края», «Герои духа», свободная тема по мотивам Евангельской притчи о блудном сыне, сочинение по картине М.В. Нестерова «Явление отроку Варфоломею». Я выбрала первую тему.
Конечно, было волнение, но я его преодолела.
В последний день было награждение, на котором присутствовал Святейший патриарх Кирилл. Посмотрите на фотографию внизу – я рядом с Патриархом!
Мне очень понравилось участвовать в финале такого большого конкурса.
Я обязательно поучаствую в нем еще раз и постараюсь исправить свои ошибки и стать лауреатом.
Чикина Анна, 7 класс
21 марта 2017 г. состоялись XIIСвято-Афанасиевские православно-педагогические Чтения. На этих чтениях у нас, у 10 класса, проходил открытый урок истории по теме «Итоги дворцовых переворотов в России в XVIII веке». Класс разделился на 3 группы. Наш учитель Евгения Сергеевна Торопова предложила нам интересное задание: стать участниками дворцового переворота. Мы стали доказывать необходимость переворота, составляли кластер. И когда мы были уже уверенны в необходимости переворота, оказалось что все не так просто.
Нам предложили найти доказательства против переворота. Это было увлекательно и необычно.
Урок мне очень понравился, он был интересный, но в тоже время то, что мы делали, было нам знакомо, подобные задания, но на другие темы, мы уже выполняли на уроках и раньше. И на этом уроке мы смогли показать свои умения и знания, то, чему нас учила Евгения Сергеевна. Кроме того, нам нравится история России XVIIIвека.
Нам понравилось, что на уроке мы попытались не только подвести итоги конкретных переворотов, но и заглянуть в самую суть. Мы прикоснулись к обсуждению темы сакральности власти. Мы поняли, что божественное, священное отношение к власти с началом дворцовых переворотов перестало существовать в высших слоях общества, а затем этот переворот произошел и в сознании народа. Именно это привело к революции и убийству Николая II и всей царской семьи.
Но сегодня мы видим, как велико стремление народа видеть в своем правителе праведника. Менталитет русского народа таков, что перед опасностью мы забываем о всех разногласиях и обращаемся молитвой к Богу. Это всегда спасало Россию.
Слинкина Мария, Михеева Варвара, 10 класс